b733e4

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права
Новое

«Лучше начать отменять крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», — Александр II.

Начало правления Александра II

Александр II вступил на престол в тяжелый для России исторический момент:

  1. Крымская война подорвала престиж России на международной арене, а также показала техническую отсталость страны.

  2. Кризис крепостнической системы (низкая производительность крепостного труда, невозможность внедрения новых методов и технологий) привёл к уменьшению экспорта зерновых и сокращению доходов бюджета.

  3. Модернизация экономики тормозилась отсутствием ивестиций и рынка свободной рабочей силы, а также низкой покупательной способностью населения.

  4. Усиление антикрепостнических настроений: крестьянские бунты и восстания, деятельность революционных организаций, интеллигенция и общественные деятели призывали к созданию более справедливого общества.

Подготовка крестьянской реформы

Подготовка крестьянской реформы

Дата

Этап

Содержание, результат

Персоналии

январь 1857 г.

Создание Секретного комитета по крестьянскому вопросу

  • Рассматривал проекты реформы, оставшиеся от предыдущих царствований;

  • Комитет преднамеренно затягивал решение крестьянского вопроса.

  • Граф С. С. Ланской — министр внутренних дел, член комитета;

  • Граф А. Ф. Орлов — глава комитета;

  • Князь В. А. Долгоруков, граф М. Н. Муравьев, князь П. П. Гагарин — члены комитета.

ноябрь 1857 г.

Рескрипт Назимову

  • Предписание создать в каждой из губерний дворянские комитеты для обсуждения вопроса «о средствах к улучшению быта помещичьих крестьян»;

  • Начало официальной подготовки отмены крепостного права;

  • Начало работы губернских комитетов.

  • В. И. Назимов — генерал-губернатор Прибалтийского края;

  • Граф П. Н. Игнатьев — петербургский генерал-губернатор.

февраль 1858 г.

Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу

  • Создание комитетов в 46 губерниях;

  • Новый подъём крестьянского движения в стране;

  • Необходимость радикального решения крестьянского вопроса.

  • Великий князь Константин Николаевич — председатель комитета.

март 1859 г.

Создание Редакционных комиссий при Главном комитете

  • Собраны законодательные акты о владельческих крестьянах;

  • Рассмотрены проекты губернских комитетов (свыше 1000 проектов);

  • Подготовлен проект «Положения о крестьянах».

  • Генерал Я. И. Ростовцев — член Главного комитета, глава Редакционных комиссий.

октябрь 1860 г.

Проект поступил в Главный комитет

  • Определены максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов, а также порядок их определения;

  • Определён порядок выкупа крестьянами своих наделов у помещиков;

  • Установлены нормы повинностей крестьян за пользование землёй.

  • Граф В. Н. Панин, министр юстиции, (консерватор) — сменил скончавшегося Я. И. Ростовцева.

январь 1861 г.

Рассмотрение проекта в Государственном Совете

  • Уточнены нормы наделов и повинностей крестьян;

  • Определены права крестьян на землю;

  • Установлены правила выкупа земли крестьянами;

  • Определены условия управления временнообязанными крестьянами.

  • Великий князь Константин Николаевич — председатель Государственного Совета;

  • Н. А. Милютин — председатель Земского отдела Министерства внутренних дел, тайный советник (либерал) — фактический руководитель подготовки реформы.

Получи больше пользы от Skysmart:

Отмена крепостного права

19 февраля 1861 г. — отмена крепостного права в Российской империи

Документ

Основные положения

Манифест «Об отмене крепостного права».

Московский митрополит Филарет по личной просьбе императора редактировал текст Манифеста.

Новые права

Гражданские права:

  • личная свобода и независимость от помещика;

  • право переходить в другие сословия;

  • право самостоятельно вступать в брак;

  • свобода выбора рода занятий;

  • право на судебную защиту;

  • право на смену места жительства.

Имущественные права:

  • совершать сделки;

  • приобретать и распоряжаться имуществом;

  • заниматься торговыми операциями;

  • заводить промыслы.

Политические права:

  • создавать выборные органы местного самоуправления (сход).

Сохранение ограничений:

  • общинное землепользование и переделы земельных наделов;

  • сословное неравноправие;

  • запрещение занимать государственные должности;

  • обязанность платить подушную подать;

  • круговая порука при уплате налогов и исполнении государственных повинностей;

  • выполнение рекрутской повинности;

  • подверженность телесным наказаниям по приговорам волостных судов.

«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Наделение землёй:

  • в зависимости от плодородия почвы земля в стране делилась на три полосы (чернозёмная, нечернозёмная, степная);

  • в каждой полосе устанавливались высший и низший размеры полевого надела, в их пределах крестьяне получали землю;

  • устанавливалась обязательность заключения добровольной сделки между крестьянской общиной и помещиком;

  • сделка закреплялась уставной грамотой;

  • споры между крестьянской общиной и помещиком урегулировали мировые посредники;

  • помещик мог отрезать у крестьян ранее обрабатываемые ими земли, если у него оставалось менее трети земли;

  • выделенная крестьянам земля принадлежала общине, в которой периодически осуществлялись переделы наделов.

Выкупная сделка:

  • имела принудительный характер;

  • земля выделялась крестьянам по цене, превышающей её рыночную стоимость более чем в полтора раза;

  • крестьяне становились свободными при условии выплаты общиной 20% стоимости земли;

  • до выплаты 20% крестьяне считались временнообязанными;

  • государство предоставило крестьянам ссуду — 80% стоимости земли, чтобы помещики получили выкупные деньги единовременно;

  • крестьяне должны были вернуть государству ссуду в форме ежегодных выкупных платежей в течение 49 лет;

  • выкуп стал обязательным по «Положению» 28 декабря 1881 г.

Термины

Уставная грамота — это документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян.

Мировые посредники — это должностные лица, которые назначались губернатором по представлению дворянских собраний из местных дворян-помещиков, для разрешения претензий между помещиками и их прежними крепостными.

Выкупные платежи — это плата за землю, которую вносили крестьяне.

Временнообязанные крестьяне — бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землей.

Результат реформы

  1. После отмены крепостного права все помещики в полном объёме сохранили прежние права на всю земельную собственность, то есть проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.

  2. Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.

  3. Несмотря на всю свою противоречивость и незавершенность, реформа явилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для перехода от аграрного общества к индустриальному:

    • Формируется рынок свободной рабочей силы.

    • Развиваются капиталистические отношения в сельском хозяйстве.

    • Расширяется потребительский рынок (растёт число горожан).

    • Формируются условия для либеральных преобразований в управлении, судебной системе, образовании.

Modal window id: popup-job

Реформы 1860–1870-х гг.

Отмена крепостного права сделала 22,6 млн помещичьих крестьян субъектами правовых отношений, что потребовало проведения целой серии других реформ.

Земская реформа

Земская реформа

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1864 г.)

  • Н. А. Милютин — один из авторов Земской реформы;

  • П. А. Валуев — министр внутренних дел Российской империи, принимавший активное участие в разработке и проведении реформы.

Цель: создание в России системы местного самоуправления, которая была ба основана на принципах выборности и всесословности.

Задачи:

  • привлечь к решению местных проблем все слои общества;

  • предоставить населению право решать вопросы местного характера;

  • частично возместить дворянству утрату прежней власти.

Содержание реформы

Значение реформы

  • Создание выборных земских (губернских и уездных) учреждений;

  • Разделение избирателей на три курии (землевладельцев, горожан и представителей сельских обществ);

  • Земские органы занимались местными хозяйственными вопросами (строительством дорог, школ, больниц, обеспечением продовольствием, благотворительностью и т. д.);

  • Земства были всесословными органами, их деятельность была направлена на улучшение жизни населения.

  • Попытка создать новую систему местного управления, основанную на всесословном представительстве;

  • Земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству;

  • Земские учреждения сыграли важную роль в подъёме местного хозяйства и улучшении жизни деревни.

Судебная реформа

Судебная реформа

Судебные уставы (1864 г.)

Министр юстиции Д. И. Замятнин отвечал за проведение реформы

Цель: модернизировать судебную систему Российской империи, сделать её более эффективной и справедливой.

Задачи:

  • сделать суд независимым от исполнительной власти;

  • ввести гласность и состязательность судебного процесса;

  • установить равенство всех сословий перед законом;

  • создать чёткую систему судебных инстанций;

  • повысить качество юридического образования и статус судей;

  • создать институт присяжных заседателей.

Содержание реформы

Значение реформы

  • Бессословность суда;

  • Независимость судей;

  • Состязательность процесса: прокурор — присяжный поверенный (адвокат);

  • Гласность суда;

  • Несменяемость судей и судебных следователей;

  • Суд присяжных;

  • Институт судебных следователей;

  • Прокуратура превратилась в орган надзора;

  • К смертной казни могут приговорить Особое присутствие Сената и военный суд;

  • Отменены клеймение и (для женщин) телесные наказания;

  • Телесные наказания для ссыльных каторжан, для штрафников в армии, для крестьян.

  • Являлась наиболее демократичной и радикальной в череде реформ Александра II;

  • Способствовала формированию гражданского общества и развитию правового государства;

  • Заложила основы русской школы адвокатов.

Реформы в области образования

Реформы в области образования (1863–1864 гг.)

Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали совершенствования народного образования.

  • Александр Васильевич Головнин — министр народного просвещения, один из авторов и руководителей образовательных реформ.

  • Николай Алексеевич Вышнеградский — педагог и организатор народного образования, один из авторов образовательных реформ.

Цель: модернизация и демократизация образовательной системы Российской империи.

Задачи:

  • расширение сети учебных заведений;

  • повышение доступности образования для всех слоёв населения;

  • улучшение качества обучения;

  • подготовка квалифицированных специалистов, необходимых для развития страны.

Содержание реформ

Значение реформ

«Университетский устав» (1863 г.):

Расширение автономии университетов, создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы:

  • избрание ректора и преподавателей;

  • утверждение сметы расходов;

  • присуждение учёных степеней;

  • назначение стипендий студентам.

«Положение о начальных народных училищах» (1864 г.):

  • ликвидация государственно-церковной монополии на образование;

  • разрешение открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам;

  • закрепление существования различных типов начальных школ: государственных, церковно-приходских, земских, частных, воскресных (срок обучения 3 года).

«Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.):

Создание новых типов учебных заведений:

  • классические гимназии (готовили к поступлению в университет);

  • реальные училища (готовили к поступлению в высшие технические заведения);

  • прогимназии (сокращенный срок обучения, 4 года);

  • увеличение числа женских гимназий (создаются с 1862 г.), открытие высших женских учебных заведений.

  • Создание в России достаточно массовой народной школы, система которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы;

  • Повышение доступности образования;

  • Улучшение качества обучения, обновление учебных программ и методов обучения;

  • Повышение квалификации преподавателей;

  • Подготовка квалифицированных специалистов в различных областях: медицина, юриспруденция, инженерия и другие.

Городская реформа

Городская реформа

«Городовое положение» (1870 г.)

  • А. Е. Тимашев — министр внутренних дел, отвечал за проведение реформы.

  • М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель и государственный служащий, принимал участие в разработке городской реформы.

Цель: модернизация и демократизация городского управления в Российской империи.

Задачи:

  • создание новых органов городского управления;

  • расширение прав и возможностей городских властей;

  • повышение эффективности управления городским хозяйством;

  • улучшение качества жизни горожан.

Содержание реформы

Значение реформы

  • В городах создавались всесословные органы городского самоуправления — городские думы, которые избирались на четыре года;

  • Избирательным правом обладали мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги;

  • Городская дума избирала исполнительный орган — городскую управу, а также городского голову, который возглавлял и думу, и управу;

  • Компетенция городского самоуправления включала в себя благоустройство города, развитие торговли и промышленности, народного образования и здравоохранения, содержание полиции и тюрем;

  • Надзор за деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством губернатора.

  • Повышение эффективности управления городским хозяйством;

  • Развитие городского хозяйства, промышленности и торговли;

  • Улучшение качества жизни горожан.

Военные реформы

Военные реформы (1864–1874 гг.)

Д. А. Милютин — военный министр, один из авторов и руководитель военных реформ.

Цель: устранить отставание вооруженных сил России от западноевропейских армий, повысить её боеспособность и эффективность.

Задачи:

  • сокращение численности армии в мирное время и создание обученного резерва на случай войны;

  • реорганизация системы управления армией;

  • улучшение качества подготовки офицеров и солдат;

  • внедрение новых видов вооружения и военной техники.

Содержание реформ

Значение реформ

  • Расширена сеть военно-учебных заведений: созданы военные гимназии, юнкерские училища, академии;

  • Введены новые уставы;

  • Офицерский корпус формируется исключительно из дворян;

  • Учреждены 15 военных округов, подчинённых военному министру;

  • Проведено перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;

  • Постепенная отмена рекрутской повинности;

  • В 1874 г. введена всесословная воинская повинность с 20-летнего возраста (служба в армии 6 лет, во флоте — 7 лет);

  • Призыву не подлежали: духовенство, сектанты, инородцы, единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.

  • Преобразования в армии стали важным фактором демократизации общества;

  • Всеобщая воинская повинность позволила существенно сократить численность армии и усилить ее боеготовность;

  • Повышение боеспособности армии, что проявилось в войне с Турцией (1877–1878 гг.);

  • Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени.

Modal window id: popup-dorm

Итоги реформ 1860–1870-х годов

  1. Реформы способствовали модернизации Российской империи и переходу её на новый этап развития.

  2. Сочетание либеральных и консервативных методов позволило сохранить самодержавие, а также помещичье землевладение и господствующее положение дворян.

  3. Однако реформы Александра II не были завершены, что привело к росту общественного недовольства и социальным потрясениям.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость